Теперь спросите меня: в чём счастье на земле? В познании (с) К.С. Станиславский
16.01.2012 в 21:37
Пишет undel:Шерлок. История о грехах.
Я опять о финальной серии. Кажется, я, наконец, могу о ней говорить.
Это история о грехах. Далее спойлеры и имхо, имхо, имхо - о Шерлоке, Майкрофте и Мориарти.
читать дальшеГрех Мориарти - зависть. Зависть, целиком поработившая его на самом деле незаурядную личность и мощный ум. Это не просто безумие, это безумная черная зависть. Из всех чувств - самое разрушительное, потому что оно не лечится собственными достижениями. Это как растущая внутри черная дыра - что бы ты ей ни скормил, она только растет. Зависть, рожденная из комплекса неполноценности. Как в том анекдоте: что бы ты сейчас ни делал, в детстве-то велосипеда все равно не было. Сдается мне, это чувство копилось в Джиме еще до встречи с Шерлоком (боюсь, Карл Пауэрс утонул только потому, что хорошо плавал; смотрите, какая ирония - был знаменит тем, что хорошо плавал, и утонул, ха-ха) но в Шерлоке он нашел идеальный объект.
Хотя бы потому, что Шерлок по многим показателям был как он. Но просто более цельный, уверенный в себе, довольный собой?
У классического Мориарти был повод для мести. Шерлок серьезно вредил ему в делах, уничтожил его преступную сеть, довел его до необходимости скрываться от властей. Здесь же ничего этого нет. Соперничество начал Джим. С самого начала.
Дело не в помехах в работе - чем этот Шерлок изначально мешал Джиму? Джим первым обратил на себя внимание. И обострял ситуацию любыми способами. Вызывал на игру.
А потом... Смотрите, после всего, что было, Шерлок не стал искать его дальше. У него нашлись дела интереснее Джима Мориарти! Разве это можно простить? Невнимание - худшее, что он мог сделать.
Трагедия Джима в том, что он уверен, что он средний человек. Он, объективно гений и психопат, видел в зеркале каждый раз среднего человека. Даже одевшись в Вествуд (социально трогательный момент, когда человек упоминает именную марку - да, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды, он нарядился и гордится этим). "Я оставил мой номер, а ты не позвонил. Я произвел такое слабое впечатление". Дело не в слэше, бога ради. Но Джиму необходимо производить впечатление. На других, потому что он не может произвести впечатление на себя. Раз за разом, изо всех сил, давно за гранью большой психиатрии, не быть заурядным.
Не смей меня не замечать! Когда ты меня не замечаешь, меня нет.
Если брать по достижениям, Мориарти добился большего. Сравнить нельзя. У него деньги, могучие связи, авторитет в международном преступном мире. У Шерлока съемная квартира на паях, вечное детство и трое друзей. Чему? Тут? Завидовать?
Но зависть - она и только она - все твое превращает в труху.
Добила же - как ни смешно - газетная слава Шерлока.
И что мы видим? Джима в мантии и короне на королевском троне. Джим на всех первых полосах, каждый его шаг фотографируется. Вот он, новая звезда прессы. Но ему и этого мало!
Не было кода. Не было у этой акции иного, практического, смысла. Все было изначально центрировано на Шерлоке. Идея-фикс.
Трагедия завидующих людей в том, что они не хотят такое же. Они хотят отобрать. Они хотят лишить.
Классический Мориарти хотел убить Шерлока. Джим хочет его уничтожить - как бы это сказать, во времени и пространстве. Он мог тысячу раз убить его физически. Но ему надо другое. Разрушение Шерлока. Его падение. Чтобы он перестал быть тем, кто он есть, всюду и всегда. Лишить Шерлока - нет, не друзей, а чего-то более главного, принципиального, стрежня личности - лишить Шерлока самого Шерлока.
Опрокинув, победив Шерлока, ты можешь стать над кем-то, кого ты сам признал незаурядным. А если ты над ним, то по простой логике, ты лучше. Появится хоть какое-то доказательство, которое ты сможешь предъявить своему отражению. А отражение все равно будет каждый раз говорить: ты ничто. Потому что дело не в доказательствах, а в черной дыре. А дыра внутри. И она будет только расти, даже если он скормит ей всю жизнь Шерлока. И Джим уже на крыше это предчувствует. Холлоу Джим.
Есть известная правильность в том, что он стреляет себе в голову. Прах к праху, дыра к дыре.
Грех Шерлока - гордыня. И он смог через нее перешагнуть. Все, чем он так гордился - свой ум, талант, все его достижения - все это он согласился признать ложным. Лишь бы спасти то, что оказалось по-настоящему важным: три жизни.
В чем-то это момент инициации: прежний Шерлок действительно умер.
Шерлок смог преодолеть свой главный грех. Мориарти - нет.
А теперь об особенно интересном персонаже этой истории - Майкрофте Холмсе.
Как объяснить его поведение?
Это тоже история о гордыне - этот грех у них семейный - но это другая гордыня. Гордыня профессионала.
Тут будет два эпиграфа:
- И ты воскликнешь: "Как глупо!" (Адская машина. Жан Кокто)
- На всякого мудреца довольно простоты
Шерлок - детектив-любитель. А Майкрофт - теневой политик-профессионал. Достигший на этом поприще всего, что только можно достичь. Подменяющий на этом поприще британское правительство. Такой умный. Такой знающий. Такой безошибочный. Как там говорится? "В упоении гордого ума своего". И вот эта гордыня была наказана самым гениальным и жестоким способом: Майкрофт сам себя перемудрил.
Майкрофт занимается серьезными делами. Он склонен всюду видеть большую игру и обычно ее находит - хотя бы потому, что это его работа. Политика, террористы, борьба разведок и контрразведок - это то, с чем он обычно сталкивается. Это то, что он обнаружил и тут.
Дано: Джим Мориарти с его связями и недавней памятной историей с боингом.
Майкрофт его задерживает, допрашивает и, убедившись, что схватил пустышку, решает, что Джим не организатор, а всего лишь исполнитель. И решил узнать, кто за ним стоит. Это паттерн. Схема. Если Джим не игрок, то он фигура, и кто-то играет его. И наш умный профессиональный Майкрофт хочет знать, кто.
И отпускает - как в полиции иногда отпускают более мелких преступников, чтобы те привели к более крупному.
Что же касается информации о Шерлоке. Да, он хотел разговорить Мориарти, да, при помощи этой информации (подозреваю, ни о чем другом Мораиарти разговаривать не соглашался). Но. В этой информации не было ничего опасного для Шерлока. В той большой, возможно политической игре, которую подозревал Майкрофт, эта информация тридцать раз никому не была бы нужна. Хотя бы потому, что Шерлок никто. Он живет частной жизнью, он вообще не фигура.
Это даже компроматом не было, потому что на Шерлока нет компромата. Просто частные сведения - из тех, которые Джон Ватсон мог бы напечатать в своем журнале, да вот пока не напечатал. Частная жизнь. А в частной жизни Шерлок всегда мог себя защитить.
Майкрофт просчитался. Как Шерлок, который увидел код там, где его нет.
Он поверить не мог, что дело в его брате. Изначально. Целиком. Что в этом не было ни политического смысла, ни даже большой наживы, а была просто идея-фикс.
Сложно поверить в чужое безумие, когда ты настолько разумен и настолько профессионален. Когда видишь игру и планы там, где цели ставит психопатия.
Я не верю, что Майкрофт мог бы сознательно поставить Шерлока под удар, не говоря уже о том, чтобы пожертвовать им. Да и ради чего? Кода не было. Майкрофт недооценил Джима. А что хуже - он не понял его. Истинный характер угрозы, направление удара.
Это как беречь ребенка от чего-то большого и взрослого - покушений, похищений, подстроенных аварий, расставлять всюду своих людей, проверять досье всего школьного персонала, вплоть до уборщиц, - чтобы в итоге его во дворе толкнул в канализационный люк маленький завида, товарищ по играм.
Майкрофт понял, что происходит, только когда это неостановимо начало происходить.
Он растерян как шахматист, которого обыграли в фантики. Как глупо!
URL записиЯ опять о финальной серии. Кажется, я, наконец, могу о ней говорить.
Это история о грехах. Далее спойлеры и имхо, имхо, имхо - о Шерлоке, Майкрофте и Мориарти.
читать дальшеГрех Мориарти - зависть. Зависть, целиком поработившая его на самом деле незаурядную личность и мощный ум. Это не просто безумие, это безумная черная зависть. Из всех чувств - самое разрушительное, потому что оно не лечится собственными достижениями. Это как растущая внутри черная дыра - что бы ты ей ни скормил, она только растет. Зависть, рожденная из комплекса неполноценности. Как в том анекдоте: что бы ты сейчас ни делал, в детстве-то велосипеда все равно не было. Сдается мне, это чувство копилось в Джиме еще до встречи с Шерлоком (боюсь, Карл Пауэрс утонул только потому, что хорошо плавал; смотрите, какая ирония - был знаменит тем, что хорошо плавал, и утонул, ха-ха) но в Шерлоке он нашел идеальный объект.
Хотя бы потому, что Шерлок по многим показателям был как он. Но просто более цельный, уверенный в себе, довольный собой?
У классического Мориарти был повод для мести. Шерлок серьезно вредил ему в делах, уничтожил его преступную сеть, довел его до необходимости скрываться от властей. Здесь же ничего этого нет. Соперничество начал Джим. С самого начала.
Дело не в помехах в работе - чем этот Шерлок изначально мешал Джиму? Джим первым обратил на себя внимание. И обострял ситуацию любыми способами. Вызывал на игру.
А потом... Смотрите, после всего, что было, Шерлок не стал искать его дальше. У него нашлись дела интереснее Джима Мориарти! Разве это можно простить? Невнимание - худшее, что он мог сделать.
Трагедия Джима в том, что он уверен, что он средний человек. Он, объективно гений и психопат, видел в зеркале каждый раз среднего человека. Даже одевшись в Вествуд (социально трогательный момент, когда человек упоминает именную марку - да, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды, он нарядился и гордится этим). "Я оставил мой номер, а ты не позвонил. Я произвел такое слабое впечатление". Дело не в слэше, бога ради. Но Джиму необходимо производить впечатление. На других, потому что он не может произвести впечатление на себя. Раз за разом, изо всех сил, давно за гранью большой психиатрии, не быть заурядным.
Не смей меня не замечать! Когда ты меня не замечаешь, меня нет.
Если брать по достижениям, Мориарти добился большего. Сравнить нельзя. У него деньги, могучие связи, авторитет в международном преступном мире. У Шерлока съемная квартира на паях, вечное детство и трое друзей. Чему? Тут? Завидовать?
Но зависть - она и только она - все твое превращает в труху.
Добила же - как ни смешно - газетная слава Шерлока.
И что мы видим? Джима в мантии и короне на королевском троне. Джим на всех первых полосах, каждый его шаг фотографируется. Вот он, новая звезда прессы. Но ему и этого мало!
Не было кода. Не было у этой акции иного, практического, смысла. Все было изначально центрировано на Шерлоке. Идея-фикс.
Трагедия завидующих людей в том, что они не хотят такое же. Они хотят отобрать. Они хотят лишить.
Классический Мориарти хотел убить Шерлока. Джим хочет его уничтожить - как бы это сказать, во времени и пространстве. Он мог тысячу раз убить его физически. Но ему надо другое. Разрушение Шерлока. Его падение. Чтобы он перестал быть тем, кто он есть, всюду и всегда. Лишить Шерлока - нет, не друзей, а чего-то более главного, принципиального, стрежня личности - лишить Шерлока самого Шерлока.
Опрокинув, победив Шерлока, ты можешь стать над кем-то, кого ты сам признал незаурядным. А если ты над ним, то по простой логике, ты лучше. Появится хоть какое-то доказательство, которое ты сможешь предъявить своему отражению. А отражение все равно будет каждый раз говорить: ты ничто. Потому что дело не в доказательствах, а в черной дыре. А дыра внутри. И она будет только расти, даже если он скормит ей всю жизнь Шерлока. И Джим уже на крыше это предчувствует. Холлоу Джим.
Есть известная правильность в том, что он стреляет себе в голову. Прах к праху, дыра к дыре.
Грех Шерлока - гордыня. И он смог через нее перешагнуть. Все, чем он так гордился - свой ум, талант, все его достижения - все это он согласился признать ложным. Лишь бы спасти то, что оказалось по-настоящему важным: три жизни.
В чем-то это момент инициации: прежний Шерлок действительно умер.
Шерлок смог преодолеть свой главный грех. Мориарти - нет.
А теперь об особенно интересном персонаже этой истории - Майкрофте Холмсе.
Как объяснить его поведение?
Это тоже история о гордыне - этот грех у них семейный - но это другая гордыня. Гордыня профессионала.
Тут будет два эпиграфа:
- И ты воскликнешь: "Как глупо!" (Адская машина. Жан Кокто)
- На всякого мудреца довольно простоты
Шерлок - детектив-любитель. А Майкрофт - теневой политик-профессионал. Достигший на этом поприще всего, что только можно достичь. Подменяющий на этом поприще британское правительство. Такой умный. Такой знающий. Такой безошибочный. Как там говорится? "В упоении гордого ума своего". И вот эта гордыня была наказана самым гениальным и жестоким способом: Майкрофт сам себя перемудрил.
Майкрофт занимается серьезными делами. Он склонен всюду видеть большую игру и обычно ее находит - хотя бы потому, что это его работа. Политика, террористы, борьба разведок и контрразведок - это то, с чем он обычно сталкивается. Это то, что он обнаружил и тут.
Дано: Джим Мориарти с его связями и недавней памятной историей с боингом.
Майкрофт его задерживает, допрашивает и, убедившись, что схватил пустышку, решает, что Джим не организатор, а всего лишь исполнитель. И решил узнать, кто за ним стоит. Это паттерн. Схема. Если Джим не игрок, то он фигура, и кто-то играет его. И наш умный профессиональный Майкрофт хочет знать, кто.
И отпускает - как в полиции иногда отпускают более мелких преступников, чтобы те привели к более крупному.
Что же касается информации о Шерлоке. Да, он хотел разговорить Мориарти, да, при помощи этой информации (подозреваю, ни о чем другом Мораиарти разговаривать не соглашался). Но. В этой информации не было ничего опасного для Шерлока. В той большой, возможно политической игре, которую подозревал Майкрофт, эта информация тридцать раз никому не была бы нужна. Хотя бы потому, что Шерлок никто. Он живет частной жизнью, он вообще не фигура.
Это даже компроматом не было, потому что на Шерлока нет компромата. Просто частные сведения - из тех, которые Джон Ватсон мог бы напечатать в своем журнале, да вот пока не напечатал. Частная жизнь. А в частной жизни Шерлок всегда мог себя защитить.
Майкрофт просчитался. Как Шерлок, который увидел код там, где его нет.
Он поверить не мог, что дело в его брате. Изначально. Целиком. Что в этом не было ни политического смысла, ни даже большой наживы, а была просто идея-фикс.
Сложно поверить в чужое безумие, когда ты настолько разумен и настолько профессионален. Когда видишь игру и планы там, где цели ставит психопатия.
Я не верю, что Майкрофт мог бы сознательно поставить Шерлока под удар, не говоря уже о том, чтобы пожертвовать им. Да и ради чего? Кода не было. Майкрофт недооценил Джима. А что хуже - он не понял его. Истинный характер угрозы, направление удара.
Это как беречь ребенка от чего-то большого и взрослого - покушений, похищений, подстроенных аварий, расставлять всюду своих людей, проверять досье всего школьного персонала, вплоть до уборщиц, - чтобы в итоге его во дворе толкнул в канализационный люк маленький завида, товарищ по играм.
Майкрофт понял, что происходит, только когда это неостановимо начало происходить.
Он растерян как шахматист, которого обыграли в фантики. Как глупо!
@темы: Чтиво, Sherlock, Что-то ещё